Раскрашивание персонального мира

Как важно для человека получать одобрение и похвалу от окружающих даже в тех делах, которыми, казалось бы, он занимается лично для себя — например, как порой хочется похвастаться достижениями в области своих интересов… Чем старше становится человек, тем больше он начинает сомневаться, а хватит ли у него времени и веры в себя, чтобы освоить дело, которым всегда мечтал заниматься, и тем более — не стыдно ли будет показать окружению результаты своего труда… А малыши, хотя и не смогут этого рассказать, также терзаются подобными сомнениями, и им совершенно необходимо точно так же получать подтверждения тому, полезным ли, интересным ли лично для себя делом они занимаются.

Однако если взрослый может хотя бы делать собственный выбор, малыш зачастую зависит не только от своего импульсивного желания, но и от распоряжения «свыше»: хочешь не хочешь, а занимайся, уж коли природой даны способности, да и лучше заняться искусством, чем болтаться по улице без дела. В ход идут совершенно немыслимые мотивационные изобретения — вплоть до обещания купить ту или иную вещь, если ребёнок будет хорошо заниматься (а как одно с другим связано?). И получается, что музыка, эмоциональный вид искусства, становится чем-то наподобие рутинной работы для ребёнка, а пианино — источником мучений. Если попросить среднестатистического ученика музыкальной школы искренне рассказать о его переживаниях, выяснится, что не так-то он и любит классическую музыку и тем более регулярные занятия, зато его расстраивает ситуация с конкуренцией, постоянным сравнением успешных детей с неуспешными. При том что изначальная идея обучения прекрасному, творчеству и высоким материям должна бы была предполагать обратный результат. Спросите своих знакомых, сколько из них окончили музыкальную школу, навсегда закрыли пианино и с ужасом вспоминают о тех годах. Разве об этом мечтали композиторы, создавая свои произведения, разве об этом мечтал ребёнок, представляя себя музыкантом?

Не каждому суждено стать профессиональным деятелем искусства, и дело даже не столько в данных от природы способностях, сколько в умении идти напролом — и это касается как композиторов, так и исполнителей, потому что жёсткая конкуренция (в детском и юношеском возрасте — за места в конкурсах, во взрослом — за заказы и места в оркестрах) выдерживается не всяким. А за успеваемость ставятся оценки, которые влияют не только на личностные отношения ученика с одноклассниками, но и на его желание учиться. Как в таких условиях получать удовольствие от того, ради чего человек начал изучать музыку?

Если повезёт и попадётся наставник, который сможет не только заинтересовать, но и подобрать индивидуальный маршрут обучения без оценочных стереотипов, согласно личностным потребностям и желаниям учащегося, ученик выиграет и сможет открыть дверь в волшебный мир записанных нотами эмоций… Если же преподаватель будет руководствоваться подгонкой под известные рамки, не уделяя внимание самому искусству — для ученика смысл приобщения к прекрасному так и останется за семью печатями.

Задача преподавателя музыки — не только дать знания и улучшить технику исполнения, не только поставить обучающегося в школьной иерархии с её оценочными критериями не ниже других, но и обогатить внутренний мир своего ученика, помогая понять и выражать эмоции, приобщить к музицированию ради удовольствия, помочь самовыразиться при помощи творчества. К примеру, к диктанту по сольфеджио можно придумать аккомпанемент, разученную несколько лет назад элементарную мелодию — обогатить вариациями, а погоду за окном зарисовать в импровизации и записать нотами… И, конечно, преподаватель должен в данном случае поощрять желание ученика делиться творчеством в кругу знакомых, на отчётных концертах и садиковско-школьных мероприятиях. За счёт таких занятий ученик сможет осознать, как меняется жизнь, когда приходит искусство и сцена.

Ваш репетитор

© Repetitors.info, 2012-2024

Выберите город